— Пётр Петрович для многих в нашем университете ваше имя ассоциируется с музыкой. Где вы учились?
— Музыке я учился в консерватории. Признаюсь, никак не планировал связывать свою жизнь с педагогикой. Больше всего мне хотелось выступать для людей, чтобы их жизнь становилась праздником. Мечтал о филармонии, о храме искусства и ни о чём другом. Сразу же после учёбы стал работать в знаменитой Тульской филармонии, в этой своеобразной Мекке для баянистов. Только вдумайтесь: на протяжении 37 лет Тульская филармония получала переходящее красное знамя как победитель социалистических соревнований. Рядом со мной работали блестящие музыканты, хореографы, режиссёры, сценаристы. Было, у кого учиться! Там, конечно, не было педагогов в классическом понимании. Никто не читал лекций, не было практических и лабораторных занятий. Скорее, приходилось перенимать опыт, наблюдать за мастерами. Филармония стала для меня хорошей школой!
— Филармония как целый этап жизни… Что вам особенно запомнилось?
— Запомнилась дорога… Вместе с коллегами много путешествовал по стране, объездил весь Союз — от Баренцева до Чёрного моря. Практически везде принимала благодарная публика. Однажды после концерта принесли книгу почётных гостей. Думаю: что же написать? Решил подсмотреть, что пишут другие люди. Смотрю: запись Михаила Плетнёва, знаменитейшего музыканта. Представляете? Оставить запись рядом с записью такого человека?!! Конечно, это окрыляло, мотивировало двигаться дальше, совершенствоваться.
— Как, будучи солистом Тульской филармонии, вы стали преподавателем Могилёвского пединститута?
— В жизни всё просто. К сожалению или к счастью, не знаю, но так сложилась жизнь, что пришлось из Тулы уехать. Приехал в Могилёв. Нет, конечно, музыку не оставил… Вёл концертную деятельность, в музыкальном училище организовал трио баянистов, в Могилёвской филармонии создал ансамбль «Барыня». Неожиданно для себя открыл музыкальную педагогику, которая меня в буквальном смысле захватила. Пригодился концертный опыт. Многое также мне дала Россия! Поражал её масштаб! Россия — огромная страна, и это, безусловно, накладывает отпечаток на мировоззрение, на восприятия себя и мира. Не знаю точно, каким образом, но богатство впечатлений от поездок по России помогало мне в педагогической деятельности. Возможно, я зарядился бесконечной энергией этой страны, потому что никогда не сидел на месте. Учил других и учился сам. В Могилёве дебютировал как режиссёр, дирижёр, ведущий праздничного мероприятия, сценарист.
— Как всё-таки вы стали преподавателем института?
— В тогда ещё педагогическом институте организовывалась кафедра музыки. Нас, трио баянистов, пригласили принять участие в каком-то концерте. Мы пришли. В тот же день Валентин Павлович Рева пригласил меня работать преподавателем на этой кафедре. Признаюсь, согласился не сразу… Тянула концертная деятельность, да и музыкальное училище стало для меня практически родным. Нужно заметить то, что Валентин Павлович был очень настойчив. И я, наконец, уступил его просьбам. Хотя решение это мне далось нелегко! Наверное, на моё решение повлияло то, что музыкальное образование в пединституте стремительно развивалось. Пришли молодые и одарённые преподаватели, были приобретены инструменты. В общем, музыкальная жизнь била ключом!
— Но педагогика не заслонила музыку?
— В институте я начал учиться педагогике. Именно здесь я осознал то, что значит быть педагогом. Но, конечно, продолжал играть. Без музыки я не представляю собственной жизни.
Продолжение следует