Одним из направлений деятельности лаборатории математического развития является исследовательская работа студентов. В текущем семестре на базе лаборатории студенты 4 курса факультета начального и музыкального образования специальности «Начальное образование» проводили исследования по реализации практико-ориентированного подхода к изучению математики на I ступени общего среднего образования. Обсуждение результатов этих исследований проходило в два этапа.
На первом этапе 12 мая студенты представили на суд преподавателей кафедры методики преподавания математики и однокурсников свои творческие работы, которые они выполняли на протяжении семестра.
Будущие учителя продемонстрировали выполненные проекты. Выступления студентов сопровождались яркими, красочными презентациями, пронизанными научно-популярным и математическим материалом, на доступном для младших школьников языке с необходимой долей сложности. Интересными и необычными получились макеты классных и жилых комнат, домов (проекты «Ремонт класса», «Дом моей мечты», «Украшение кабинета к Новому году»), жилых районов, детских и спортивных площадок, бассейнов и парков отдыха (проекты «Безопасный маршрут до дома», «Детская площадка», «Строительство бассейна», «Спортзал в новой школе»). Проекты «Разработка меню для семьи на неделю», «На пикник», «Подготовка праздника» позволяют затронуть вопросы здорового образа жизни и безопасного поведения. При подготовке проекта «Ландшафтный дизайнер» студенты продемонстрировали использование современной компьютерной игры. А представление проекта «Парк отдыха» сопровождал созданный ребятами на компьютере видеоролик.
Все представленные проекты могут быть реализованы при изучении математики на I ступени общего среднего образования как на уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий по предмету. Практико-ориентированная составляющая просматривалась в каждом проекте. Такие проекты помогают увидеть роль математики в повседневной жизни и способствуют знакомству с элементами финансовой грамотности, формированию пространственных представлений и воображения, развитию креативности.
На втором этапе обсуждения результатов работы 19 мая были предложены современные средства наглядности, которые позволяют более эффективно и разнообразно организовать процесс обучения математике младших школьников. К процессу создания своих изделий студенты подошли творчески. Наглядности выполнены в различных техниках с использованием современных технологий и материалов.
Среди представленных моделей можно выделить следующие виды наглядностей: оригами, пространственные тела и их развертки, геоборды, дерево «Времена года», наборное полотно, и счетный материал (состав чисел до 10).
Искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. Оригами студенты выполняли, используя различные его виды: традиционное оригами, в качестве основы берется квадрат; оригами, которые складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы; модульное оригами, состоящие из большого числа однотипных модулей. Как будущие учителя, студенты убедились, что творческий процесс создания таких моделей руками учеников помимо развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, способствует развитию пространственных представлений и воображения младших школьников. Занимаясь оригами, можно выйти за границы стандартной программы по математике для I ступени общего среднего образования.
При изготовлении пространственных тел студенты использовали такие техники как шитье, лепка, аппликация, папье-маше, изонить, тэмари, в качестве материала использовались ткани различной фактуры, бумага, картон, пластик, нити и шнуры различной толщины. Модели получились яркие и необычные. Их использование в учебном процессе поможет младшим школьникам увидеть разнообразие геометрических тел в окружающем мире.
Студенты обменивались опытом, активно задавали вопросы, комментировали выступления коллег. «Математические копилки» будущих учителей младших классов заметно обогатились новыми материалами, идеями и взглядами.
Руководитель научно-исследовательской лаборатории
И. П. Лобанок