Говорят, «физики» не поймут «лириков», «технари» далеки от художественного творчества, а их миры, словно параллельные прямые, никогда не пересекаются. Но всё относительно, и умение тонко чувствовать происходящее, взвешенно оценивать увиденное и наслаждаться прекрасным — это способность и насущная, живая потребность любого образованного человека. А делать глубинные обобщения, видеть в малом отражение великого, воспринимать чьи-то, казалось бы, сугубо личные переживания в широком общественном и культурном контексте — это свойство по-настоящему мудрого человека, наставника и философа.
Совсем недавно, 12 декабря, на страницах «Настаўніцкай газеты» была опубликована статья Александра Михайловича Радькова «Адкрываючы роднае: літаратурная спадчына Пухавіцкай зямлі». Её автор — известный «кулешовец», доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, бывший ректор нашего университета, впоследствии посвятивший себя государственной деятельности на постах министра образования, первого заместителя Главы Администрации Президента и помощника Президента Республики Беларусь.
По своей форме эта статья — своего рода рецензия на книгу известного белорусского писателя и литературоведа, бывшего министра информации Алеся (Александра Николаевича) Карлюкевича «Пухавіччына: літаратурнае гняздо Беларусі», вышедшую в этом году в издательстве «Адукацыя і выхаванне». Однако замысел статьи оказался гораздо шире и позволил показать, как краеведение возрастает до родиноведения и превращается в источник и стимул воспитания неугасаемой любви к родной стране.
В книге Алеся Карлюкевича на примере одного из районов Беларуси — Пуховичского — рассказывается, как те или иные уголки малой родины автора связаны с творчеством знаковых представителей белорусской литературы. Издание адресуется преподавателям, учащимся и студентам, а также всем любителям изящной словесности.
Александр Михайлович Радьков, рассказывая о книге, выступает в двух ролях. Как благодарный читатель, он с удовольствием говорит о художественных достоинствах текста, «смакует» наиболее понравившиеся фрагменты и оценивает вклад автора в отечественное литературоведение. А затем он рассуждает о книге уже через призму своего философского взгляда, опираясь на личный опыт педагога и государственника: вот такая местная, краеведческая тематика, по его мнению, является самым эффективным средством воспитательного воздействия на личность читателя, а значит — выполняет важнейшие общественные и идеологические задачи.
Привить любовь к Родине, воспитать патриота страны можно только «через реальных людей, истории их жизней, через конкретные поступки. Системы современных коммуникаций уводят нас от непосредственных отношений и вообще от реальности. А живой окружающий мир — это богатство, и никакая виртуальная оболочка его никогда не заменит», — пишет автор статьи.
Пример Алеся Карлюкевича с его вдохновлённым повествованием о родной Пуховичской земле Александр Михайлович призывает взять на вооружение всем, кто воспитывает молодёжь, кто рассказывает о Беларуси приехавшим из-за рубежа: «Наша страна, по сути, соткана из таких вдохновляющих лоскутков. И следует их изучать, воспевать, передавать это знание новым поколениям… Это реальное и убедительное пособие для идеологической работы — мудрое, яркое и действенное». Такие рассказы вызывают в человеке неподдельное чувство гордости за историю своей земли, ощущение величия разума и непреодолимой тяги к жизни населяющих её людей, неразрывной, генетической связи с каждой страницей прошлого своей малой и большой Родины.
Этими идеями пронизано и творчество самого Александра Михайловича Радькова. Напомним, что в этом году в издательстве «Мастацкая літаратура» увидела свет его новая книга «Мой физмат». Это не просто мемуары: рассказывая о своём факультете через серию очерков о преподавателях, автор демонстрирует искреннюю любовь к родному учебному заведению, в котором он прошёл путь от ассистента кафедры до ректора: «Я люблю свой физмат. Где бы я ни работал, чем бы ни занимался, мне хватало той фундаментальной базы знаний и основ воспитания, которые я получил на этом факультете Могилёвского государственного университета имени А. А. Кулешова... Когда я писал о своём факультете, я физически ощущал своё присутствие среди его преподавателей, сотрудников и студентов. Незабываемое чувство. Все эти люди заслуживают того, чтобы их знали и помнили. Это — мой физмат».
А. В. Бирюков, начальник отдела реализации программ
довузовского образования и профориентации ИПКиП
Фото: «Настаўніцкая газета»