7 февраля. Могилёвский областной художественный музей имени Масленикова. Чуть больше 17:00. Посетители, среди которых необычно много журналистов, готовятся встречать Никаса Сафронова. Знаменитый художник лично откроет свою выставку. Впрочем, это будет чуть позже, а пока мы — журналисты — сидим в небольшой, узкой, длинной комнате в ожидании маэстро. Нам сообщают, что он вот-вот выедет из города Шклова, где находится с экскурсий. Просто нужно немножко подождать. Организаторы раздают пресс-релизы — мне достается на синей бумаге, кому-то — на розовой.
В релизе — биография Никаса и описание предстоящей выставки. Узнаю о том, что работы, которые будут показаны, относятся к направлению «Dream Vision». Никас сам изобрел его. Этот стиль опирается на классическую живопись, использует воображение, интуицию. Кстати, на выставке, кроме обычных картин, будут и так называемые мультимедийные проекции. Они обеспечат полное погружение в мир искусства.
Никас заходит в комнату, извиняется за опоздание. «Думаю, мне не нужно представляться. Вы меня знаете. Поэтому давайте сразу к делу, — говорит он. — Только что вернулся из Александрии. Сидел за партой Александра Григорьевича. Удобная, сейчас таких не выпускают». В целом, поездкой Никас очень доволен — обещает обязательно ещё раз вернуться на Шкловскую землю.
«А на самом деле!? Почему бы и не переехать сюда? Сниму мастерскую или домик, буду рисовать белорусские пейзажи», — вполне серьёзно рассуждает Никас. Не обходится и без теплых слов, адресованных белорусам: «Знаете, еще раз осознал то, как сильно люблю Беларусь, белорусов — этот прекрасный, замечательный, душевный, гостеприимный, умный, открытый народ…». Не смог удержаться Никас и от того, чтобы не похвалить белорусские продукты. По его словам, во всём мире нет более вкусной колбасы. «Еда здесь просто восхитительная!», — признаётся он. Журналисты после этих слов аплодируют. Никас улыбается. Неожиданно кто-то задает тот самый, интересующий всех вопрос: «Cкажите, почему именно Могилев?». Оказывается, Никаса пригласил в наш город его товарищ Вадис (художник Вадим Красовский, работает в стиле «фейс-мани» — ред.).
Пресс-конференция подходит к концу. Все спускаются вниз. Проходит церемония открытия выставки. А там — яблоку негде упасть! Протиснуться сквозь толпу у меня не выходит, и я остаюсь не у дел. Рядом стоит репортер с ОНТ. Кажется, она испытывает то же чувство, что и я. Чувство досады! Наконец, Никас перерезал красную ленту — выставка открыта.
Первая секция хорошо освещена, в ней портреты — насколько я могу судить, вполне классические. Они не похожи на те работы художника, которые я видел в глобальной сети. Здесь же стоит тот самый портрет Никаса из монет, который создал его товарищ Вадис. Прохожу дальше — и вот оно! Верхний свет выключен, единственное освещение — небольшие фонарики, которые находятся над работами. Пара-тройка картин за стеклом в горизонтальном положении, остальные висят себе на стене.
Здесь и дерево, у которого человеческое лицо, и заяц с крыльями. А как вам человек с головой в виде часов, сидящий на часах и в то же время держащий часы обеими руками, пока в воздухе витает стая, состоящая исключительно из часов? Дохожу до последней секции. Здесь расположилась та самая обещанная мультимедийная проекция, которая воспроизводит цифровые версии предоставленных картин.
Но это еще не все сюрпризы… Посетителей просят раздвинуться, чтобы освободить подиум для моделей. Модели на открытии художественной выставки? Необычно… Никас выходит вперёд и отвечает на все вопросы: «Моя хорошая знакомая подготовила для вас коллекцию из итальянский платьев, дизайн которых основывается на сюжетах моих картин». Но и это еще не все! За фортепиано расположился сын Никаса — Лука, который наполняет помещение удивительными и мелодичными нотами. Наблюдаю за дефиле. Работы Никаса удачно легли на ткань, платья выглядят дорого и изящно. Правда, не совсем понимаю, как искусство можно носить… Дефиле закончилось, сюрпризов для нас больше нет. Однако в том, что выставка станет одним большим сюрпризом для пришедших посмотреть на нее могилевчан и гостей нашего города, я не сомневаюсь.
Егор Малейко, фото:
Артём Захаров, Александр,
Александр Антипенко