Более 140 учёных из четырёх стран приняли участие в пленарном заседании III Международной конференции «Философско-педагогические проблемы непрерывного образования», которая начала свою работу сегодня в МГУ имени А. А. Кулешова. Открыл пленарное заседание ректор МГУ имени А. А. Кулешова, профессор Денис Владимирович Дук. Он поприветствовал участников научного форума, пожелал им плодотворной работы. «Очень приятно то, что именно наш университет выбран в качестве площадки для обсуждения актуальных философско-педагогических проблем образования. Уверен в том, что работа конференции будет продуктивной, наполненной интересными дискуссиями, поиском новых идей, решением сложных проблем», — отметил ректор.
Игорь Александрович Марзалюк
Выступил перед учёными также председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, профессор Игорь Александрович Марзалюк. Он рассказал о проекте новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании. «В отличие от предыдущей редакции Кодекса, в новом проекте, кроме прочего, чётко дано определение понятию „бакалавр“. Предусмотрены также определённые преференции для выпускников магистратуры», — отметил выступающий. По его словам, авторы проекта новой редакции Кодекса об образовании стремились прежде всего к тому, чтобы сохранить лучшие традиции, весь позитивный опыт белорусской высшей школы, в том числе в области социально-гуманитарных дисциплин. «Мы не стремимся к авантюрным нововведениям, наоборот, каждое наше решение взвешено», — подчеркнул Игорь Марзалюк.
Говоря о философском образовании в высшей школе, профессор отметил важность философии как учебной дисциплины для качественной подготовки как студентов, так и бакалавров, магистрантов. «На уровне бакалавриата, на мой взгляд, философия должна стать обязательной дисциплиной наряду с экономической теорией, историей белорусской государственности, политологией, культурологией и некоторыми другими дисциплинами», — уточнил Игорь Александрович. По его мнению, образование — это не сфера услуг, а сложный процесс подготовки интеллектуалов, высококвалифицированных кадров. В магистратуре, отметил Игорь Марзалюк, планируется введение таких дисциплин, как философия и методология науки, технология креативного образования, основы предпринимательства. Эти дисциплины, если проект новой редакции Кодекса будет утверждён, станут обязательными.
Михаил Иванович Вишневский
О контурах образования в посттехногенном обществе сообщил заведующий кафедрой философии, доктор философских наук Михаил Иванович Вишневский. По мнению профессора, ушедшая в лету техногенная цивилизация отметилась прежде всего производством материальных благ. Ценность некоторых из них, подчеркнул выступающий, весьма сомнительна. В данный момент, считает Михаил Иванович, формируется новая антропогенная цивилизация, которая характеризуется новым пониманием рационального и иррационального. Что же касается образования, то наиболее проблемной зоной является образование взрослых. «Образование взрослых сегодня — это необходимое условие для выживания человека, а значит — наиболее проблемная зона. Дело в том, что мир быстро изменяется. Опыта освоения этого нового мира ни у кого нет. Технология передачи информации от человека к человеку — это и есть основной предмет изучения педагогики как науки», — полагает профессор.
Айнаш Амангельдыевна Кудышева
О системе высшего образования в Казахстане, а также о таком важном аспекте в педагогике, как воспитание детей с аутизмом рассказала заведующий кафедрой психологии и педагогики Павлодарского госуниверситета имени С. Торайгырова, профессор Айнаш Амангельдыевна Кудышева. «Когда мы говорим об аутизме, мы имеем в виду сложную проблему, связанную с отсутствием социализации. На мой взгляд, у таких детей необходимо вырабатывать навыки саморазвития, создавать такие ситуации, в которых ребёнок получал бы шанс для обучения, в том числе и самообучения», — отметила учёный.
Людмила Григорьевна Титова
Об актуальных проблемах непрерывного образования сообщила профессор из Ярославского государственного педагогического университета, доктор политических наук Людмила Григорьевна Титова. Она отметила то, что во всём мире система непрерывного образования пользуется всё большей популярностью. «На наш взгляд, непрерывное образование — это и система, и процесс, во главу угла которых можно поставить естественное желание человека быть самодостаточным», — отметила Людмила Титова.
Алесь Іванавіч Бельскі
Прафесар кафедры гісторыі беларускай літаратуры БДУ Алесь Бельскі пазнаёміў навуковую грамадскасць з дзейнасцю свайго роднага дзядзькі, вядомага педагога Фамы Антонавіча Бельскага. «Фама Антонавіч надзвычай актыўна займаўся выхаваннем і адукацыяй таленавітай моладзі. Лічу, што яго спадчына можа быць цікавай перадусім як узор педагагічнага майстэрства і любові да сваёй Айчыны», — выказаў меркаванне Алесь Бельскі.
В рамках пленарного заседания также были озвучены доклады, посвящённые различным аспектам непрерывного образования, культурологии, воспитанию патриотизма, преемственности процессов развития в педагогике. В данный момент работа конференции продолжается на секционных заседаниях. Об этом мы сообщим позже.