О лидерстве как факторе самореализации в ходе пленарного заседания школы-семинара «Лидер» рассказал директор Солтановского психоневрологического дома-интерната, выпускник физмата МГУ имени А. А. Кулешова Александр Иваненко. «Будучи студентом 5 курса, я женился, — признаётся Александр, с особой теплотой отзываясь о родном факультете. — Студенческие годы — самое лучшее время для того, чтобы выявить в себе лидерские качества, совершить серьёзный жизненный поступок. При этом не нужно бояться ошибаться. Важно приобрести жизненный опыт. Ещё один совет: никогда не бойтесь перемен. Рискуйте, открывайте для себя новые горизонты». Говоря о знаниях, которые получают студенты университета, Александр Иваненко подчеркнул: «Любые знания — это богатство, которое не нужно носить за плечами. Знания всегда пригодятся, причём любые». По словам выступающего, существует 2 стиля руководства: первый — подчинённые боятся шефа; второй — подчинённые боятся подвести шефа. «Я считаю, что наиболее продуктивный стиль — второй, — высказал мнение Александр. — Подбирать себе команду нужно из тех людей, которые с вами „на одной волне“, которые разделяют ваши убеждения». Что ещё важно знать лидеру? «Высокая самооценка лучше, чем низкая, — считает выступающий. — Важно понимать также то, что в твоей команде могут быть и другие лидеры. Нужно уметь делегировать свои полномочия ответственным людям».
Владимир Ставский: «Лидер всегда должен быть первым»
«Лидер способен воздействовать на других, отражать интересы определённого сообщества», — считает ещё один участник работы школы-семинара Владимир Ставский. По его словам, лидер всегда должен быть первым, т.е. быть профессионалом своего дела, быть образцом для подражания. «Есть лидеры формальные. Речь не о них. Я говорю именно о настоящих лидерах, способных повести за собой», — подчеркнул выступающий. Ещё один момент: лидер должен сплотить группу, а без лично авторитета это невозможно. По мнению Владимира Ставского, именно лидер формирует ценности внутри группы, т.е. расставляет приоритеты, оценивает деятельность её членов. «Лидер должен быть психологом, философом и политиком в одном лице», — сказал учёный.
Говоря о патриотизме, Владимир Ставский призвал отличать истинный патриотизм от мнимого. «Тот, кто лишь критикует, — не может быть патриотом в полной мере, — считает Владимир Ставский. — Важно также помогать изменять жизнь к лучшему. Например, можно бесконечно говорить о том, что наши водоёмы загрязнены, а можно приложить усилия к тому, чтобы их очистить».
Сергей Спирин: «Студотряды — это ценный социальный опыт»
«Три года назад я стал начальником Штаба трудовых дел, — отметил Сергей Спирин. — Благодаря активным студентам, штабу удаётся многое. И, прежде всего, пожалуй, самая главная наша заслуга: мы предоставляем студентам возможность для получения ценного социального опыта, приобретения новых друзей».
Мария Колентионова, студентка 4 курса факультета педагогики и психологии детства, рассказала о практике реализации молодёжной политики в рамках МГУ имени А. А. Кулешова. «Мы занимаемся волонтёрской деятельностью, которую считаем очень важной. Мне кажется, именно молодёжь должна быть наиболее социально активной, помогать тем, кто в этой помощи нуждается». Председатель студенческого Совета БРУ Анна Терехова сообщила о том, как развиваются лидерские качества. «Прежде всего, мы стремимся активно участвовать в жизни университета, — подчеркнула она. — Одна из наших инициатив — так называемый „День против стресса“. Студенты получают возможность психологически разгрузиться, забыть на несколько минут о предстоящих зачётах и экзаменах». О профессиональной деформации личности рассказал курсант факультета милиции Могилёвского института МВД Республики Беларусь Владислав Сокол. «У курсантов нет слова „можно“ и нет слова „да“. Есть слова „разрешите“ и „так точно“. Это и есть деформация речи будущего сотрудника милиции, а это, по мнению выступающего, первый этап профессионального выгорания».