Печать

Лирики о «физиках», или Новая книга Александра Радькова

Александр Радьков_МГУ_Кулешова

«Мой физмат». Так называется книга, увидевшая свет совсем недавно в белорусском издательстве «Мастацкая літаратура». Её автор — человек, который в особом представлении не нуждается. Это Александр Михайлович Радьков. Без преувеличения, с его именем связана целая эпоха в жизни и физмата, и Могилёвского университета. Так, о чём же книга? Отвечать на этот вопрос можно пространно и долго. На более чем 380 страницах много всего — философские размышления, житейские истории, мысли о науке, о математике, о судьбе. Но, пожалуй, не это главное… Если говорить более точно и совсем уж кратко, то эта книга — о людях. Звучит, на первый взгляд, как досадный трюизм. Ведь, о чём бы мы — люди — не писали, в конечном итоге напишем о себе. Но здесь другое дело. Александр Радьков предложил своему читателю серию очерков о тех, кого хорошо знал, с кем дружил и работал. Словом, рассказал о преподавателях Могилёвского физмата так, что я — выпускник филфака и убеждённый лирик — пожалел о том, что никогда и ничему у них — физиков — не учился.

Герои очерков Александра Радькова — личности, характеры. Прекрасные учёные, выдающиеся педагоги, бесконечно мудрые изумительные люди. Некоторые из них прошли через войну. Автор очень точно передаёт привычки, нюансы в поведении своих героев. Чувствуется нескрываемая любовь, даже нежность, с которой Александр Михайлович рассказывает о Петре Петровиче Машковском, об Абраме Ароновиче Столяре… Все персонажи разные, живые. В книге вы не найдёте забронзовевшую галерею портретов великих, но, увы, непостижимых для нас людей. Наоборот, его персонажи входят в аудиторию шаркающей походкой, шутят, имеют забавные привычки, вокруг них — множество комичных и поучительных ситуаций. Вот одна из них:

«У Александра Ароновича [Столяра — В. Е.] был потрясающий юмор. Он писал басни, читал их на наших посиделках, выступал со сцены на ежегодных физматовских первоапрельских юморинах. Любил компании, а мы тогда довольно часто собирались по случаю праздников или каких-либо значимых для нас событий. Застолья были со спиртным и проходили весело, интересно, колоритно. Но однажды А. А. Столяр заявил, что спиртного на таких вечерах быть не должно, мол, это неправильно, встречи превращаются в выпивки. Мы возражать не стали — это же Столяр сказал! В очередной раз поставили чайники и в них налили коньяк, а Столяру — чай. Когда вечер закончился, довольный Александр Аронович заявил: „Вот видите, и без спиртного было весело и интересно!“. Мы не стали его разубеждать».

Подобных историй в книге великое множество. Речь, конечно, не о застольях, а о живом человеческом общении, искренности и взаимном уважении. О физмате в студенческие годы я знал чрезвычайно мало. Сами «физматовцы» казались мне едва ли не инопланетянами — как можно разбираться в высшей математике!? Книга Александра Михайловича Радькова, помимо интереснейшей информации, разрушает множество стереотипов, здорово передаёт атмосферу жизни на факультете: монолитный, сплочённый коллектив, поддержка друг друга, уважение к студенту и коллеге, вера в науку. Простые и совсем не пафосные слова. А ещё уверенность в том, что университет — это прежде всего научное учреждение. Тот преподаватель, который не занимается наукой, — не светит, словно путеводная звезда, а лишь блестит холодным блеском, утверждает автор книги. И с этим (как и с многим другим) нельзя не согласиться.

Презентация книги состоится в нашем университете уже совсем скоро. О точной дате мы сообщим позднее.

Читайте с удовольствием!