Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова

Европейское пространство высшего образования и программы международной академической мобильности

14 мая 2015 года решением министров образования стран общеевропейского пространства Беларусь была принята в Болонский процесс.bol pr

Болонский процесс — это процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого Европейского пространство высшего образования.

Основные цели Болонского процесса:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;
  • повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, когда университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Болонская декларация, а также ряд иных международных документов, принятых в ее развитие, устанавливают следующие основные принципы формирования общеевропейского образовательного пространства:

  • введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;
  • переход на многоступенчатую систему высшего образования (без конкретной привязки к модели бакалавриат-магистратура);
  • введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;
  • повышение академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;
  • обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;
  • обеспечение регулируемой автономности вузов;
  • введение аспирантуры и докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьей ступени высшего образования);
  • придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;
  • реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так называемое «образование в течение всей жизни»);
  • переход к общеевропейскому образовательному и исследовательскому пространству.

Подробную информацию о Едином пространстве высшего образования можно прочитать на сайте Республиканского института высшей школы.

Присоединение Беларуси к Болонскому процессу открывает дополнительные возможности для участия белорусских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.

Академическая мобильность — одна из важнейших сторон процессов интернационализации высшего образования и интеграции вузов и науки в международное образовательное пространство. Это сложный и многоплановый процесс интеллектуального продвижения, обмена научным и культурным потенциалом, ресурсами и технологиями обучения.

Виды академической мобильности:

  1. Долгосрочная мобильность— переезд за рубеж с целью обучения по полному циклу одного или нескольких уровней высшего образования. Такая форма мобильности предполагает получение соответствующего диплома или степени (отсюда и англоязычное наименование degreemobility).
  2. Краткосрочная мобильность— предполагает временное обучение в зарубежном высшем учебном заведении в течение, как правило, одного-двух семестров. Курсы, изученные за рубежом зачитываются в ВУЗе студента в его собственной стране. Так как в Европейском Пространстве Высшего Образования (ЕПВО) единицей измерения учебного курса являются кредиты ECTS, эта форма мобильности также называется кредитной (creditmobility).
  3. Учебная/научная стажировка— предполагает выезд, как правило, на небольшой срок, с целью обучения по определенной учебной программе либо проведения научного исследования.
  4. Учебно-ознакомительные поездки, языковые курсы, летние школы.

На сегодняшний день студенты и преподаватели МГУ имени А. А. Кулешова имеют возможность принимать участие в следующих программах международной академической мобильности:

  1. Совместный проект с Университетом г.Пардубице (Чехия) по программе ERASMUS+. По вопросам участия Вам необходимо обратиться в отдел международных связей (кабинет 309);
  2. Совместный проект с Университетом г.Вальядолида  (Испания) по программе ERASMUS+. По вопросам участия Вам необходимо обратиться в отдел международных связей (кабинет 309);
  3. Совместный проект с Университетом г.Тюбинген (Германия) по программе ERASMUS+. По вопросам участия Вам необходимо обратиться в отдел международных связей (кабинет 309);
  4. Стажировки в рамках Государственной программы «Образование и молодежная политика 2016–2020». В рамках данной программы за счет денежных средств республиканского бюджета реализуются мероприятия, направленные на дальнейшую интернационализацию высшего образования. Программа предусматривает:
    • — финансирование стажировки преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин в организациях за рубежом;
    • — привлечение ведущих специалистов, в том числе иностранных, для чтения лекций в учреждениях высшего образования Республики Беларусь с учетом инновационных достижений в соответствующих областях знаний;
    • — направление перспективных магистрантов белорусских университетов на обучение в ведущих зарубежных учебно-исследовательских центрах по приоритетным направлениям развития отраслей экономики.
  5. Стипендиальные программы Германской службы академических обменов (DAAD).
    Подробно о стипендиальных программах DAAD можно узнать в Центре немецкого языка и культуры МГУ имени А. А. Кулешова — кабинет № 251.
  6. Программа мобильности для целенаправленных межличностных контактов (MOST).
  7. Стипендиальная программа Вышеградского фонда.
  8. Программа академического обмена Петрозаводского государственного университета для студентов университетов-партнеров.
  9. Образовательные программы Центра международных связей при министерстве образования Республики Беларусь.

Loading ...