Начало материала: публикация от 23.03.2018
Атмосфера студенческого городка, в котором я жила, очень своеобразная. С одной стороны, может показаться то, что там слишком много всевозможных развлекательных заведений или мало контроля со стороны университета, но с другой — сразу видна самодисциплина и мотивация каждого, кто там учится. Система высшего образования, конечно, отличается от нашей. Но к ней можно быстро привыкнуть. Как у аспиранта (или по немецкой традиции, докторанта), у меня была определенная свобода действий — большую часть времени я проводила за изучением литературы в библиотеке или работала над текстами. Студенты же бакалавры должны получить определенное количество «кредитов», или зачетных единиц.
Знать иностранный, желательно английский язык, нужно обязательно. Это может быть не идеальный английский, но хотя бы на среднем уровне. Без языка никак! Мне повезло в том, что английский является моей специальностью, поэтому никаких проблем ни с коммуникацией, ни с административными вопросами не возникало. Английским приходилось пользоваться везде — от общежития, в котором среди соседей у меня были представители не только разных стран, но и континентов, до секретариата, библиотеки, занятий.
Преимуществом международного университета является то, что ты можешь с легкостью найти себе курсы на английском. Кроме того, международным языком общения владеют практически все преподаватели. Мне повезло еще и в том, что преподавателем семинара по истории оказался выпускник одного из ведущих британских университетов, так что можно было насладиться классическим английским и заодно попрактиковаться в нем с носителем языка. А общение в рамках исследования с коллегой из Кембриджа только дополнило языковую практику.
Что касается занятий... В зависимости от специализации методика их построения может отличаться. Но общим остается одно: студентам дается задание, список литературы, который они изучают самостоятельно. А на занятие они приходят не для того, чтобы пересказать выписанный текст, но чтобы проанализировать изученные материалы, поделиться своими мыслями, задать вопросы. Это очень сильно удивило и порадовало. Студенты действительно приходили настолько подготовленные, что свободно оперировали данными, могли проанализировать поставленную проблему и высказать свое мнение. Любая точка зрения спокойно выслушивается преподавателем и при необходимости легко направляется в нужное русло.
Скажу честно: полгода промчались как один день. И незаметно настала пора «сессии». Успешно сдав экзамен по немецкому, а также зачет и экзамен по истории, я смогла немного перевести дух и завершить работу над темой диссертационного исследования, практически живя последний месяц в библиотеке. Но о ней пару слов отдельно. Это не просто хранилище книг, куда можно забежать и быстро убежать, взяв нужное издание. Это место, в котором студенты в прямом смысле живут. Вообще, в Тюбингене свои библиотеки есть в каждом университетском корпусе. В них находится узкопрофильная литература, которая может потребоваться для подготовки к занятиям.
Но есть и центральная библиотека, открытая ежедневно с 8:00 до 22:00, предлагающая доступ к огромным фондам, оборудованная компьютерными залами, комнатами отдыха и комнатами для занятий, диванами, отделениями для самостоятельного ксерокопирования или сканирования, а также буфетом и так называемыми «переговорными» — открытыми зонами со столами и стульями, в которых можно расположиться с друзьями и готовиться к занятиям. Все автоматизировано до такой степени, что ты сам можешь найти книгу в каталоге, взять ее на нужном стеллаже или заказать по компьютеру, зарегистрировать через специальный автомат для выноса домой и даже отксерокопировать нужные страницы с помощью одного единственного студенческого.
Я испытала огромное удовольствие не только от свободы действий или возможностей найти практически все, что тебе нужно — от современных изданий до старинных рукописей, но и от особой атмосферы мотивированности, которой, кажется, пропитан весь город. Конечно, даже во время учебы или научных изысканий нельзя забывать об отдыхе. Поэтому на выходных я традиционно старалась выбраться куда-то, увидеть что-то новое. В этом плане мне повезло. Ведь Швабия — юг Германии — это страна гор и замков. Поэтому выбрать место очередных приключений не составляло труда. И практически каждую неделю удавалось выбраться с друзьями или в горы, или в термальные бассейны, или в близлежащие старинные города, замки. Из самых знаменитых — замок Гогенцоллерн, Бад-Урах, Штутгарт, Констанц. Кроме того, удалось посмотреть швейцарский Цюрих, французский Страсбург и немецкие Нюрнберг и Дрезден.
Своим личным научным достижением считаю часовой доклад на английском языке, который я презентовала в рамках научного коллоквиума перед немецкими и иностранными коллегами — магистрантами, аспирантами и преподавателями. Это неоценимый опыт, который позволил не только расширить свои профессиональные горизонты, но и по-новому взглянуть на изучаемую тему. Огромное значение имело также посещение открытых лекций ведущих европейских историков, которые выступали в лекционном холле по приглашению университета для узкой и широкой публики. Кроме того, общение с коллегами-докторантами из разных стран и научных областей позволило научиться самоорганизации, почерпнуть опыт международной научной деятельности, а также осознать то, что именно ты сам являешься творцом своей судьбы и своей карьеры. Главное — захотеть. И, конечно, стараться, приложив к этому усилия.