payday loans
 

Могилевский государственный университет
имени А.А. Кулешова

Türkmen wersiýa Türkçe sürümü 中国版 La version en français Die Version deutsch English version Беларуская версія
Главная Из истории
Из истории

Глубинные корни родословной Белорусского профессионального союза работников образования и науки берут свое начало в конце XІX – начале XX столетия, когда в учительской среде стали возникать профессиональные сообщества. В этот период создавались первые профсоюзные объединения, где оказывали необходимую помощь педагогам и студентам.

Всплеск активности профессионального движения педагогов Беларуси пришелся на 1906 год. В этом году 13 июня на губернском съезде учителей в г. Витебске, на котором присутствовало более 300 делегатов, был создан учительский союз, избраны делегаты на Всероссийский съезд учителей. К исходу мая 1907 года на территории пяти губерний Беларуси существовал 101 профсоюз, объединявший 14533 члена.

Осенью 1920 г. в г. Минске было создано Временное правление союза работников просвещения и социалистической культуры, оно провело подготовительную работу по созыву съезда, который состоялся 8–11 января 1921 года. Именно от этого съезда фактически ведется отсчет истории отраслевого профсоюза работников образования. С 1922 по 1934 год профсоюз работников просвещения объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, ВУЗов и политпросветучреждений. Его деятельность в эти годы характеризуется активным участием в становлении и развитии отечественной системы образования, воспитания, в поэтапном осуществлении всеобуча, ликвидации массовой неграмотности, осуществлении культурной революции.

После освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков наипервейшим делом для профсоюза стало возрождение системы образования. В 1948 году в интересах большей консолидации предпринимаемых усилий, ради быстрейшего восстановления и развития народного образования происходит объединение профсоюза работников начальных и средних школ с профсоюзом работников дошкольных учреждений, а в 1956 году профсоюз был переименован в профсоюз работников просвещения.

В октябре 1957 года профсоюзы просвещения всех республик СССР объединились в единый профсоюз, в который вошли также работники высшей школы и научных учреждений. Профсоюз стал называться профсоюзом работников просвещения, высшей школы и научных учреждений Белорусской ССР. Он функционировал не одно десятилетие и внес достойный вклад в общегосударственное, всенародное дело возрождения, развития и совершенствования системы образования и воспитания подрастающих поколений. Во многом благодаря творческим усилиям и высокому профессионализму учительского, профессорско-преподавательского корпуса республики белорусская модель образования по ряду своих параметров вышла на передовые, лидирующие места.

Начало 90-х гг. стало переходным периодом, в который вступила страна, он оказался сложным и противоречивым. Работники образования попали в категорию малообеспеченных. В этих условиях сохранение сильного, единого отраслевого профсоюза, способного противостоять нараставшим негативным тенденциям в образовательной, социально-трудовой сфере, стало поистине велением времени, задачей наиважнейшей. В обстановке начала 90-х гг. профсоюзы остались практически единственной массовой организацией, выражающей, защищающей интересы людей труда.

В сентябре 1990 года состоялся I съезд профсоюза работников образования и науки Беларуси, на котором были приняты временный Устав и Программа деятельности, провозглашены самостоятельность, независимость профсоюза от органов власти, политических партий и движений. В этих учредительных документах впервые четко сказано, что главной задачей профсоюза является защита профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов членов профсоюза. Председателем на альтернативной основе была избрана Тамара Иосифовна Чеботова — лидер грамотный, авторитетный, с именем которой связаны достижения периода становления отраслевого профсоюза. В марте 1991 года отраслевой профсоюз был зарегистрирован Министерством юстиции. Уже в этот период обновленный отраслевой профсоюз, действуя в рамках правового поля, использовал все формы и средства борьбы за усиление социально-экономических гарантий для работников отрасли и учащейся молодежи.

С учетом тех перемен, которые произошли за период после I съезда в политике, экономике, социальной сфере, а также наказов первичных профсоюзных организаций была принята Программа основных направлений деятельности профсоюза работников образования и науки Беларуси на 1995–2000 гг. Ее лейтмотив: перемещение центра тяжести профсоюзной работы на выполнение защитных функций, организационное укрепление профсоюза, усиление единства действий всех его звеньев.

На III съезде Белорусского профсоюза работников образования и науки, который прошел 6 апреля 2000 г., отмечалось, что совместными усилиями Республиканского комитета профсоюза и Министерства образования удалось добиться многих существенных подвижек в решении социально-значимых задач: введено повышение тарифных ставок и должностных окладов за стаж работы по специальности и в отрасли до 20%, а с 1 января 2000 г. — до 30%; выделены средства в размере 10% планового фонда заработной платы на установление надбавок стимулирующего характера к ставкам заработной платы и должностным окладам руководителей, специалистов и служащих; снижена недельная нагрузка учителям начальных классов с 20 до 18 часов в неделю.

Значительны достижения профсоюза, с которыми он подошел к своему ІV съезду в 2005 году: определена предельная продолжительность рабочего времени до 36 часов в неделю педагогическим работникам, выполняющим преподавательскую работу; изменена тарификация отдельных категорий работников по Единой тарифной сетке; осуществлено совершенствование доплат работникам учреждений образования за отдельные виды работ.

Вместе с тем, низкая оплата труда молодых специалистов не способствовала их дальнейшему закреплению в системе образования, распространение в отрасли начала получать скрытая форма безработицы — неполная занятость, а демографическая ситуация ставила перед профсоюзом главную проблему — занятость членов профсоюза. Под сомнение было поставлено одно из главных завоеваний — единство: в вихре политических процессов, в которых профсоюз зачастую становился заложником ситуации, был утрачен ряд организаций, которые заявили о себе как новые профсоюзы.

V съезд определил новые задачи и ориентиры, приняв Программу основных направлений деятельности на 2005–2010 годы, а также избрав нового лидера Андрея Васильевича Лукьяновича, глубоко и не понаслышке знающего проблемы отрасли, членов профсоюза, во главе с которым ему предстояло как распутывать клубок социально-экономических проблем работников отрасли, учащейся молодежи, так и решать острейшие внутрисоюзные задачи.

6 апреля 2010 года состоялся VI съезд Белорусского профессионального союза работников образования и науки, определивший дальнейшие пути развития.

Таким образом, единый, обновленный отраслевой профсоюз продолжает оставаться сильным, деятельным, полным решимости выполнить свою высокую миссию — достойного представителя, последовательного защитника жизненных интересов объединяемой им многотысячной армии людей, чья жизнь, труд, учеба связаны с важнейшей социальной сферой, где закладывается будущее Беларуси.

 
ул. Космонавтов, 1, ауд. 145
212022  г. Могилев
Республика Беларусь
Тел.:  (+375 222) 28-30-30
Факс:  (+375 222) 28-36-26
Profcom_msu@mail.ru
Социальная сеть:
vk.com/profcom_msu
Спрашивай и отвечай:
ask.fm/profcom_msu

Ближайшие события

Мероприятия

Юбилей


Главная Из истории