payday loans
 

Могилевский государственный университет
имени А.А. Кулешова

Türkmen wersiýa Türkçe sürümü 中国版 La version en français Die Version deutsch English version Беларуская версія

Нам - 30!

Потребность в кадрах дошкольных работников стала очевидной со времени включения детских садов в систему образования. Первая попытка организации их подготовки в Могилеве была предпринята в 1918 г. после создания педагогического института на базе организованного в 1913 г. Могилевского учительского института.

До середины 70-х годов XX века подготовка кадров дошкольных работников для Беларуси осуществлялась в основном средними специальными учебными заведениями, среди которых лучшим было Могилевское педучилище им. К.Д. Ушинского.

Однако со второй половины 70-х гг. наметился бурный рост сети дошкольных учреждений: если в конце 30-х гг. в республике их было 930, то к январю 1978 г. - уже более 3300, и потребность в кадрах, особенно высшей квалификации, была весьма значительна.

В связи с этим в январе 1978 г. министром просвещения БССР М.Г. Минкевичем был подписан приказ об открытии новой специальности "Педагогика и психология (дошкольная)" с присвоением квалификации "Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Методист по дошкольному воспитанию" в МГПИ им. А.А. Кулешова (первоначально на базе педагогического факультета). Первые 50 студентов, прошедшие высокий конкурсный отбор, были приняты в этом же году на дневное отделение, а в следующем - уже и на заочное. Как самостоятельная структурная единица факультет дошкольного воспитания был создан приказом ректора Е.И. Кудряшова в декабре 1980 г., а с интервалом в один месяц (в январе 1981 г.) им был подписан приказ об открытии кафедры педагогики и методик дошкольного воспитания, первой заведующей которой была назначена Надежда Владимировна Седж.

Объявленный Всесоюзный конкурс на замещение вакантных должностей, к сентябрю 1981 г. позволил укомплектовать кадрами кафедру. Первоначальный состав кафедры - всего шесть человек. Пятеро из них - кандидаты педагогических наук, представители двух фундаментальных научных школ: Ленинградской (Н.В. Седж, Р.Л. Непомнящая) и Московской (О.А. Анищенко, В.А. Шишкина, Р.И. Афанасьева). Единственным ассистентом кафедры стала бывшая воспитательница детского сада В.А. Журавлева, а первым лаборантом - Л.П. Клочкова. До 1999 г. кафедра была на факультете дошкольного воспитания единственной.

Большой конкурс первых лет приема, позволивший отобрать лучших абитуриентов, вскоре принес свои плоды и дал возможность расширить состав кафедры за счет своих выпускников (Е.А. Носова, И.А. Комарова, Л.А. Нифадьева, З.И. Тарасова, С.А. Куликова, Л.Ф. Федорцова и др.). С середины 90-х годов Н.В. Седж на должности заведующей поочередно сменяли выпускники факультета, закончившие аспирантуру и защитившие диссертации: И.А. Комарова (НИИ дошкольного воспитания, 1991 г.), Е.А. Носова (ЛГПИ им. А. Герцена, 1989 г.), О.О. Прокофьева (МГПИ им. А.М. Горького, 1999 г.).

После увеличения продолжительности обучения на стационаре на один год в начале 90-х гг. преподавателями кафедры были разработаны программы обучения по дополнительным специальностям: В.А. Шишкиной "Руководитель физического воспитания"; Н.Ю. Ясевой, Ю.Б. Гомозовой "Преподаватель изобразительного искусства". И с 1994 г. по 1997 г. кафедра осуществляла подготовку по этим специальностям.

В 2003 г. кафедра меняет свое название: становится кафедрой педагогики детства и семьи - и осуществляет подготовку специалистов не только для системы общественного дошкольного образования, но и социальных педагогов, и социальных работников.

В настоящий момент учебный процесс обеспечивают 15 штатных преподавателей и 14 совместителей (12 - внутренних и 2 внешних). Кафедра изначально была многопредметной, и сейчас ее сотрудники преподают более 120 дисциплин и около 30 видов практик (кафедральный руководитель И.И. Лусто). На кафедре пять кандидатов наук: В.А. Шишкина, О.А. Анищенко, И.А. Комарова, О.О. Прокофьева, М.Н. Дедулевич. Над завершением диссертационных исследований работают А.З. Джанашиа, И.Н. Батура, Н.Г. Здорикова, Е.А. Мурашко, В.А. Шагинова.

Кафедра одна из первых приступила к разработке учебно-методических комплексов в электронном виде. О.А. Анищенко был разработан первый электронный учебно-методический комплекс "Самостоятельная работа студентов ОЗО по истории образования и педагогической мысли в межсессионный период". На основе этих разработок отдел информационных технологий (начальник Л.И. Сакович) провел в университете презентацию, показал возможность использования информационных технологий в учебном процессе. На сайте университета имеется страница кафедры, содержащая методические материалы и разработки по учебным дисциплинам для студентов стационара и ОЗО.

О научном авторитете членов кафедры с первых лет ее существования говорит их работа не только в составе областных, республиканских творческих коллективов, но и союзных. Например, В.А. Шишкина была членом комиссии по теории и методике физического воспитания, О.А. Анищенко - по дошкольной педагогике научно-методического совета по дошкольному воспитанию Министерства просвещения СССР. Уже с 80-х годов четко выделяются два основных направления организации научных исследований: профессиональная подготовка специалистов в области дошкольного образования, социальной педагогики, социальной работы; поиск эффективных путей содействия процессу формирования основ личности дошкольника. Существенный вклад внесен кафедрой в разработку обучающих и воспитывающих возможностей игры. Созданы комплексы игр, обеспечивающие физическое и умственное развитие дошкольников, их подготовку к систематическому обучению в школе (В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич, О.А. Анищенко, Н.Н. Ермак); расширяющие природоведческие знания и имеющие экологическую направленность (Н.В. Седж, И.А. Комарова, О.О. Прокофьева, Л.А. Нифадьева); создающие возможности предматематического развития детей (Р.Л. Непомнящая, Е.А. Носова); способствующие развитию их изобразительной деятельности (Р.И. Афанасьева, Ю.Б. Гомозова, Н.Ю. Ясева, Е.В. Казарина); содействующие обучению двуязычия (Е.Н. Гавриленко) и др.

Значительный вклад в исследование оздоровительных и развивающих методик образовательного процесса дошкольных учреждений внесла В.А. Шишкина. Она является автором раздела "Физическая культура" базисной программы "Пралеска", монографии "Базисная модель физического воспитания детей дошкольного возраста в Республике Беларусь", лауреатом конкурса инновационных проектов за физкультурно-оздоровительный комплекс "Малыш", многих учебных, учебно-методических, методических пособий по физическому воспитанию.

Члены кафедры активно работают над госбюджетными и хоздоговорными темами, организовывают международные и республиканские научно-практические конференции. Диапазон географии научных, методических публикаций весьма обширен: Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Латвия, Казахстан, Армения, Узбекистан, Литва, Болгария. Если к 2003 г. количество публикаций членов кафедры составляло более 600 за 22 года, то в настоящее время готовится к изданию "Библиографический указатель", содержащий информацию о 1092 публикациях за 30 лет.

Кафедра за высокие достижения в организации работы, внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий неоднократно награждалась дипломами. На Республиканском конкурсе на лучшую организацию идеологической и воспитательной работы в вузе представленный старшим преподавателем И.Н. Батура совместно со студентами проект "Здоровье молодежи - рождение здорового поколения" отмечен диплом Министерства образования РБ.

30 лет - это еще молодость. В свой следующий период развития кафедра вступает с новыми творческими планами, замыслами. Пожелаем же ей мудрой зрелости, уверенности в реализации своего потенциала, достойных студентов, среди которых она приобретет новых коллег.

О.А. АНИЩЕНКО,
доцент кафедры педагогики детства и семьи.