payday loans
 

Могилевский государственный университет
имени А.А. Кулешова

Türkmen wersiýa Türkçe sürümü 中国版 La version en français Die Version deutsch English version Беларуская версія
Главная Время и мы Междисциплинарное научное общение

Междисциплинарное научное общение

21 век - век гуманитарных знаний. Важный вопрос: "В чем смысл бытия человека на земле?" - каждый житель планеты задает себе рано или поздно. Возникают и другие вопросы: "С какой программой я пришел в этот мир?", "Какими базовыми ценностями я руководствуюсь?" Но спрашивают и лаконичнее: "ЧТО? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?" Сегодня, когда весь мир вовлечен в процесс глобализации, каждому человеку предоставляется возможность выбирать собственную модель бытия. Помочь личности в самоопределении призвано образование.

В Академии наук Беларуси в декабре при поддержке Центрально-Европейской инициативы Беларуси состоялась Международная научная конференция на тему "Национальная философия в контексте современных глобальных процессов", посвященная Всемирному дню философии ЮНЕСКО, а также 80-летию Института философии НАН. Было заявлено более 340 докладов из разных уголков республики и других стран. География такова: Беларусь, Республика Болгария, Украина, Литовская Республика, Эстония, Польша, Румыния, Молдова, Российская Федерация, Словакия, Казахстан и др. Состоялись пленарные заседания, секции, круглые столы, молодежный форум.

В рамках конференции рассматривались и обсуждались важнейшие проблемы: "История философии", "Культура, образование и нравственность в глобализирующемся социуме", "Философия образовательного и воспитательного процесса: инновационные подходы и традиционные ценности", "Толерантность в системе ценностей демократического общества: проблемы формирования" и др. С докладами выступили известные академики, доктора и кандидаты наук, аспиранты в области философии, культурологи, социологии, этики. Среди них: В.Б. Еворовский, Е.М. Бабосов, П. Ганчев, И.В. Котляров, В.В. Шмидт, О.П. Пунченко, Г. Коларов, Т.В. Мишаткина и др.

В кругу такого представительного сообщества философов-профессионалов кандидат педагогических наук очутился в меньшинстве, оказалась в ситуации "чужой среди своих" (хотя в программе конференции значились ученые из области медицины, физики, математики). Тем не менее, для меня на этом собрании ученых мужей всё было интересно, жизненно важно, а в профессиональном аспекте просто необходимо… Это не удивительно. Потому что семантическое поле докладов и дискуссий не имело границ.

С содержанием выступлений можно ознакомиться на сайте АН, чуть позднее будет опубликован сборник научных трудов. Позвольте поделиться своими наблюдениями. Если апеллировать к Апулею: "Философия - учительница жизни", исходить из сентенции Р. Бекона: "Domina omnium scientiarum" ("Властительница над всеми науками"), то сегодня стоит согласиться с современниками: "Философия приводит ум в порядок", "Человечество нуждается в философском осмыслении реальности". В этой реальности нас интересует, в первую очередь, философия образования. Главный предмет образования в саду, школе, вузе - человековедение. Ведь от понимания человеком науки, экономики, политики и пр. сейчас зависит исход всякого кризиса, и нынешнего мирового, в том числе. Ученые говорят о смысловом образовании, имея в виду изучение самого себя, создание образа "Я", духовную заботу о себе. Человекоразмерное образование призвано вытеснить личностный характер образования. В пояснение этой мысли учеными приводились примеры антропологических изменений в развитии теперешнего человека: это физиологические и психологические перемены (увеличение объема грудной клетки, раннее половое созревание, особенности темперамента и учет возрастных параметров в соединении с природными творческими задатками личности). Изменения человека есть альфа и омега, и с этим надо считаться. Было высказано и обосновано мнение: технократический подход в формировании человека-функционера должен уступить место антропологическому подходу, при котором человек не "пуп" земли, а часть космоса, он совершенствуется по законам последнего. Цель такого подхода - развивать человека с широким кругозором, компетентного, приобретающего все большие и большие компетенции, чтобы быть востребованным на рынке труда. Хочется ещё дополнить, что это человек духовный, с новым взглядом на мир, готовый на "СО" и "САМО", а именно, на сотворчество, сочувствие, сопричастность, саморазвитие, самообразование, самореализацию и т.п. Участники прений еще раз согласились с тем, что гуманитарные знания необходимо излагать через призму категорий Добра и Зла. Не требовать нравственности, а научать через благородные привычки, через пример. В достижении мировоззренческой зрелости личности следует полагаться на три составляющие: НРАВСТВЕННОСТЬ, ВЕРА, ДУХОВНОСТЬ.

О многом ещё хотелось бы рассказать, но… Возможно, не каждый разделяет со мной сейчас изложенную точку зрения. Это, как мне кажется, от незнания. Наличие последнего оставляет надежду, что и математик, и филолог, и юрист, и всякий другой специалист, оттолкнувшись от незнания, перейдет к следующей ступени в познании, к вопрошанию. Только вопрошающий человек способен познать мир. Искренне желаю этого всем.

Л.Н. ПОПОВА,
кандидат педагогических наук.

 

Главная Время и мы Междисциплинарное научное общение