«От университета к рынку труда в 21 веке»: анализ результатов внедрения практико-ориентированного подхода в образовательный процесс

От университета к рынку труда в 21 веке_МГУ_Кулешова

Современные работодатели испытывают потребность в квалифицированных, конкурентоспособных специалистах, свободно владеющих своей профессией, способных быстро адаптироваться к изменениям производственного процесса. Однако не всегда молодые специалисты способны активно участвовать в конкуренции рынка труда, поскольку их профессиональное становление занимает, как правило, еще несколько лет после окончания учреждения образования и требует дополнительных усилий и финансовых затрат на дополнительную подготовку от организаций и учреждений, в которых они работают.

В связи с чем, развитие общества и состояние экономики требует от учреждений образования формирования кадров нового поколения. Современные специалисты должны быть хорошо подготовлены к трудовой деятельности в быстро меняющемся мире, конкурентоспособны на рынке труда и образовательных услуг, обладать мобильностью, а также стремлением к саморазвитию, самообучению и самореализации.

В этих условиях, как никогда, возрастает роль применения практико-ориентированных технологий, направленных на формирование личностной и профессиональной компетенции специалиста, а учебная деятельность приобретает практико-преобразующий характер.

Уже на протяжении нескольких лет в Могилевском государственном университете имени А. А. Кулешова осуществляется целенаправленная деятельность по созданию необходимых условий для реализации практико-ориентированного подхода в подготовке высококвалифицированных специалистов. Помимо непосредственно преподаваемых дисциплин, немаловажным аспектом является создание базы для проведения практических занятий с привлечением специалистов-практиков.

Много интересных идей удалось почерпнуть в рамках онлайн встреч и семинаров участников проекта UniLab «От университета к рынку труда в 21 веке: шаг к обучению в реальных условиях производства». Часть идей уже удалось внедрить в учебный процесс.

Так, например, в текущем учебном году студенты факультета иностранных языков имели возможность принимать участие в мастер-классах на базе филиала кафедры романо-германской филологии в государственном учреждении образования «Средняя школа № 28 г. Могилева», разрабатывать уроки и проигрывать их в роли учителей во время аудиторных занятий под руководством опытного методиста. В обновленных учебных планах факультетов практика предусмотрена, начиная с 1 курса, что позволит будущим педагогам, экономистам, юристам, историкам, журналистам и т.д. по окончании курса обучения четко понимать где, когда и как применить теоретические знания на практике. Почти на всех факультетах преподается курс «Деловой английский язык», который обеспечивает обучение языку и подготовку к деловому общению, включая деловую переписку, переговоры, официальные презентации, неформальное общение, деловую лексику, написание отчетов и предложений, лексику и чтение для профессиональных целей. Кроме того, более тесно факультеты начали работать с потенциальными работодателями. Многие из студентов пользуются возможностью подработать в свободное от учебы время с последующим трудоустройством в качестве молодого специалиста. Но, пожалуй, главная роль в формировании у студентов профессиональных навыков и развитие педагогических умений отводится производственной практике, которая позволяет студентам окончательно убедиться в правильности выбора будущей профессии.

В преддверии государственных экзаменов и защиты дипломных проектов студенты МГУ имени А. А. Кулешова имели возможность закрепить на практике теоретические знания, которые получали на протяжении 3,5 лет обучения в вузе. На отчетной конференции по результатам педагогической практики студенты поделились своими впечатлениями о первом педагогическом опыте, личных достижениях, трудностях, с которыми пришлось столкнуться. По традиции слова напутствия и пожелания доброго пути в профессию прозвучали со стороны педагогов — руководителей практики.

На протяжении нескольких недель студенты педагогических специальностей не только выполняли обязанности учителя-предметника и классного руководителя, но и познакомили учащихся старших классов с основными направлениями деятельности МГУ имени А. А. Кулешова. Эта нужная инициатива, ведь буквально через несколько месяцев, выпускникам школ, гимназий и лицеев предстоит сделать серьезный шаг в выборе будущей профессии.

Подводя итоги будущие учителя иностранного языка отмечали:

— Встреча со администрацией школы и педагогическим коллективом принесла нам только положительные впечатления. Учителя-предметники и классные руководители старались оказывать посильную помощь в подготовке и проведении уроков иностранного языка, а также внеклассных мероприятий, осуществлять психологическое исследование коллектива учащихся.

— К каждому уроку мы тщательно готовилась, изучали программу по предмету, передовой опыт учителей; составляли сценарии внеклассных мероприятий и готовилась к их проведению вместе со школьниками. Особых проблем с дисциплиной на уроках не было, поскольку мы старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.

— Сложным оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут. Поэтому часть материала всегда «выпадала», и приходилось оставлять ее на самостоятельное ознакомление.

— В рамках уроков мы часто использовали творческие задания, чему учащиеся были всегда очень рады. Считаем, творческий подход в работе с учащимися, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.

— На протяжении всей практики старались быть ответственными педагогами, с широким культурным кругозором и высокой речевой культурой. Рады, что всегда удавалось находить эмоциональный контакт с учениками, что делало учебный процесс было максимально комфортным и эффективным.

— Первый педагогический опыт показал, что мы не ошиблись в выборе своей профессии. После окончания учебы в вузе, мы готовы продолжить свой профессиональный и личностный рост в образовании.

— В процессе проведения учебных занятий мы научились планировать занятие, определять обучающие, развивающие и воспитательные цели урока, готовить к занятиям необходимые учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, оформлять план-конспект урока.

— Посещая занятия одногруппников мы имели возможность сравнить методику проведения их уроков с собственными.

— Считаем, что педагогическая практика достаточно эффективна, помогает овладеть педагогической умелостью в целом.

Студенты были настолько трогательными и искренними в своих рассказах о школе, креативными в подготовке отчетов, поэтичными в описании своих впечатлений, находили столько позитива в днях и неделях, проведенных с учениками, что хочется верить — мы выпускаем подготовленных и мотивированных молодых специалистов, а главное — достойных, добрых и светлых людей.


ул. Космонавтов, 1
212022  г. Могилев
Республика Беларусь
mogilev-relig-center-msu@mail.ru

Яндекс.Метрика